Теория и практика сидушкостроения

Аватара пользователя
BGSTula
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 23 ноя 2016, 15:27

Теория и практика сидушкостроения

Сообщение BGSTula » 27 ноя 2016, 16:39

Большинство пособий, существующих в бумажном виде и в Интернете, в основном бездумно копируют друг у друга описание того, какой прочности должен быть корпус сидушек, какими должна быть толщина строп и как эти стропы должны быть связаны. Многочисленные аварийные случаи и практическая работа промальпинистов показывают, что не в этом заключаются проблемы сидушкостроения. Сидушкостроения потому, что сидушки на сегодняшний день остались одним из последних предметов снаряжения, который в большинстве случаев делают самостоятельно.
Сидушка – предмет удобства и только, она никак не должна быть предметом обеспечения безопасности. Из этого и надо исходить при её изготовлении. А конкретно конструкция сидушки должна зависеть от предпочтений и вида выполняемых работ. Исходя из этого попробую провести примерную классификацию сидушек.
Основную массу применяемых сидушек я бы разделил на два условных типа – длинные сидушки и короткие сидушки. Потому что применение разных сидушек в какой-то степени влияет и на методы страховки, и на методы работы.
Начну с длинной, потому что она является «первоосновой» всех сидушек еще со времён парусного флота. У длинной стропы достаточно далеко, иногда и на две ширины тела, закреплены на доске, и, чтобы не врезаться в бока, сходятся иногда даже на уровне головы.

Изображение

Это удобно для сидения на ней и для работ, не требующих постоянного значительного перемещения.
Недостатки, существенные – спусковыми устройствами, находящимися, естественно, в точке схождения строп, неудобно управлять, для обеспечения необходимой безопасности приходится делать очень длинное соединительное звено от спускового устройства (дальше буду СУ) к страховочной системе (СС). В случае выпадения из сидушки, от чего никогда не стоит зарекаться, возможно зависание на недоступном для рук расстоянии от СУ. Конечно, некоторые вообще не блокируют СС с СУ, ну, что тут сказать… «Альпинисты бывают или смелые, или старые». Проблемы обеспечения НЕОБХОДИМОЙ страховки будут обсуждаться в другой главе.
Кроме того, на длинную сидушку как правило, посадка возможна только после её вывешивания за перегиб, что тоже создаёт вероятность аварийной ситуации. И при работе маятником, на который переходят практически все занимающиеся постоянно ПА, на длинной сидушке крайне неудобно перемещаться полноценно по горизонтали.
Поэтому как правило работают на коротких сидушках, где стропы находятся максимально близко к телу и сходятся, желательно, чуть выше центра тяжести человека. Это создаёт свои проблемы. Слишком близко сходящиеся стропы врезаются в тело, стягивают ноги, не дают ими свободно «маневрировать», что особенно важно при всяких монтажных работах.
Вот пример.

Изображение

Это моя первая сидушка, сделанная на скорую руку в самом начале моей промальпинистской работы. Видите, как сильно стропы врезаются в тело. И помучила она меня. Ну, от неё я быстро избавился.
Приходится искать компромиссы и дополнительные конструктивные изменения.
Наиболее распространённое улучшение сидушек- это разъемный узел соединения строп. Главная цель – вместо «влезания» в сидушку застёгивать её вокруг себя, как пояс. Конструктивно это решается самыми различными способами, от простейших петелек, соединяемых карабином,

Изображение

до применения фрогов.

Изображение

Дальнейшее естественное развитие этого пути - включить в точку соединения спусковое устройство.

Изображение

Это позволяет ещё понизить центр вращения сидушки, для лучшего маневрирования. Некоторые для этого вообще убирают промежуточные карабины, закрепляют напостоянно спусковое устройство

Изображение

Но - это делает опять стропы сидушки неразьёмными, что не совсем удачно. Но, дело вкуса в конечном счёте, и непринципиально.

Интересны и схемы с включением в сидушку автоблокантов, особенно когда сразу двух

img (в поиске подходящей сейчас)

Другое направление усовершенствования сидушек – это попытки избавиться от врезания в тело боковых строп. Достигается это в основном тем, что точки закрепления строп делают выше бедер сидящего человека.
Достигается это различными способами.
Самый простейший – По краям «доски» сделаны выступающие вверх жесткозакреплённые стержни с кольцами.

Изображение

Более сложный вариант, противоположного типа – сделать вверху жесткий стержень, к концам которого крепятся стропы, а спусковые устройства – к середине. Сидушка такого типа была у меня второй по счёту. Тоже быстро отказался, снимков не успел даже сделать.
Но вот вариант конструкции такого типа

Изображение

И последний из экзотических вариантов, подобного типа, кстати, и у меня был третьим по счёту и от которого я также очень быстро отказался, это полностью жесткозамкнутая система.

Изображение

Аватара пользователя
BGSTula
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 23 ноя 2016, 15:27

Re: Теория и практика сидушкостроения

Сообщение BGSTula » 27 ноя 2016, 16:43

Гораздо большее распространение получили так называемые подиумы.
Это конструкции с загнутым по бокам на высоту бёдер корпусом, к которому уже крепятся стропы той или иной формы.
Такие сидушки выпускаются и в промышленном масштабе самыми известными мировыми фирмами, например эта

Изображение

Но встречаются и самодельные конструкции самой экзотической формы, например такая.

Изображение

Выпускаются и подиумы, совмещенные со страховочной системой.

У всех подиумов, как и у полностью жесткозамкнутых систем, главный недостаток как раз в жестких боковых стенках, которые довольно сильно мешают при маневрировании на стене.
Поэтому всё большее распространение получают сидушки с трёхточечным креплением строп. У них передние концы строп закрепляются не по бокам, а по центру, между ног. Неподалёку друг от друга или даже в одной точке.

Изображение (Сюда ли? Это надо к экзотическим вариантам?)

Такое расположение строп совершенно не мешает раздвигать и сдвигать ноги, что бывает очень нужно и для перемещения вдоль стены, и для разминки ног во время долгого висения.
Соответственно для улучшения эргономики переднее ребро сидушки часто делают скошенным, в результате она приобретает треугольную форму.

img 04

Такие сидушки позволяют сделать максимально короткие стропы и одевать их как элемент снаряжения совместно со страховочной системой, поэтому вообще-то не требуют возможности расстёгивания, но, при желании, почему бы не сделать и так?

img 05

И в какой-то степени к сидушкам можно отнести страховочные системы с
широкими в нижней части набедренными ремнями, которые позволяют зависать какое-то время без особенного ущерба для здоровья.

И вот, более чем ремнями

Изображение

К ним можно отнести и оригинальную конструкцию со встроенными дощечками.

Изображение

И к совершенно отдельному классу относятся сидушки «тарзанкообразного» типа, о которых я расскажу в следующей главе.
Прародительницей которых является такая старинная морская конструкция

Изображение



А вот это совсем уж кресло.
Или тазик?

Изображение

Kir78
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 15 мар 2017, 17:58
Откуда: Ленинград, Уренгой, Петербург

Re: Теория и практика сидушкостроения

Сообщение Kir78 » 18 мар 2017, 16:38

Скажите, БГС, а при работе на вашей сидушке назад не опрокидывает, когда нет упора ногами в стену? Я давно на нее смотрю. Раньше работал на короткой, которая в точку D встегивается, но последнее время спина побаливает, пришлось перейти на большую фанерно-композитную с более высокой точкой крепления (карабин к системе - кольцо - карабин СУ, и в кольцо двумя карабинами сидушка). Висеть удобнее, перемещаться и вылезать неудобнее. Хотел бы попробовать вашу конструкцию, но не знаю, подойдет ли она мне. На promalp.ru, по моему, писал кто-то, что при работе на вашей сидушке приходится сгибать спину, чтобы не отклоняло назад. Это так или нет? Заранее спасибо.

Аватара пользователя
BGSTula
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 23 ноя 2016, 15:27

Re: Теория и практика сидушкостроения

Сообщение BGSTula » 19 мар 2017, 17:43

Да, вопрос типичный и мне давно знакомый. Правда обычно первым задают другой - не мешается ли стержень посередине... Ну, том у кого не конский, вроде не мешается :D
А этот вполне справедливый. И я на него тоже не раз уже отвечал, и совсем недавно где-то.
Да, у моей сидушки устойчивость намного меньше, но не из-за центрального этого стержня.
А потому что благодаря этому стержню можно центр вращения сидушки, как я его называю, сделать намного ниже чем у сидушки любой другой конструкции. У остальных такой низкий просто недостижим.

Можно кстати запросто сделать даже намного более устойчивую чем "все". Просто сделать стержень намного длиннее, чтобы он был на уровне нагрудного кольца например. Ух устойчивая будет сидушка. Причём с сохранением всех достоинств моей.
Кроме компактности.

Когда нет упора в спину... Ну, для равновесия да, приходится сильнее ноги вперёд вытягивать. Или тоже есть способ, карабин в верхнюю дугу и верёвку в него. Но это так редко и довольно непринципиально.
Кто-то писал на Промальпру когда работать... А как кто-то мог написать, если никто никогда не работал в ней? Если только "посидеть" на ней по несколько минут было. А просто посидеть или работать в страховочной системе, пристёгнутым защёлкой сидушки к системе - это огромная разница.
У меня кстати, спина не просто побаливает. У меня можно сказать производственная травма. Лет десять назад тягали вверх тяжелую рекламу. Сейчас такого бы не было, совершенно по другому бы поднимал. Но тогда. Немного сорвал спину в пояснице. Обычно не болит, но когда сильно устану, побаливает. Было даже однажды, вот в этом "походе" после парилки сразу прыгнул в речку. И брёвен для костра перетаскал без разминки. Скрутило так, что не согнуться, не разогнуться. Дня два ходил полускрючившись, хорошо хоть что тогда на байдарках плыли, грести не мешало. Отошел, иногда когда уставший побаливает. Но сидение на сидушке никак не влияет.

Kir78
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 15 мар 2017, 17:58
Откуда: Ленинград, Уренгой, Петербург

Re: Теория и практика сидушкостроения

Сообщение Kir78 » 19 мар 2017, 19:32

Ага, спасибо, попробую вашу сидушку.У меня ведь, так сказать, тоже производственная травма. В давние времена была у нас с товарищем авторазборка ВАЗовская. Ворочали движки, строили пирамиды из пустых кузовов в три этажа для экономии места. Вот и ощущаю последствия до сих пор. Мне ваша сидушка именно маневренностью нравится, а тяжелые инструменты и материалы можно и нужно вешать на карабин СУ, а то читал про нее отзывы, что ведро, видите ли, некуда повесить :lol: .

Аватара пользователя
BGSTula
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 23 ноя 2016, 15:27

Re: Теория и практика сидушкостроения

Сообщение BGSTula » 19 мар 2017, 20:34

kir78 писал(а): ведро, видите ли, некуда повесить :lol: .
Ну что ж. Есть тяжелые неповоротливые грузовики, а есть маневренные гоночные машины. Хотя это сравнение и не очень.
И тяжелые инструменты нахожу куда и как вешать. Как раз сейчас у меня дальнейшую модернизацию проходит перфоратор Кресс...
И о нём расскажу со временем ( так же как и о существенно модернизированной болгарке. Да и шуруповёрт Хитачи уже намечено как буду тоже сильно усовершенствовать. Он и так еще при покупке был рассчитан на изменение, а сейчас новая идея появилась).
Но о сидушке. Ведро с мастикой у меня именно вешается на решетку, и получается КАТЕГОРИЧЕСКИ лучше чем сбоку подвешивать.

Гаврик
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 22 мар 2017, 22:38

Re: Теория и практика сидушкостроения

Сообщение Гаврик » 22 мар 2017, 22:45

Картинки не все видно... :geek:

Аватара пользователя
BGSTula
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 23 ноя 2016, 15:27

Re: Теория и практика сидушкостроения

Сообщение BGSTula » 22 мар 2017, 23:43

Нет. img 04? img 05 - это я "потерял" картинки, и ещё соответствующие не нашел. Не успеваю я всё что годами накопилось на разных форумах, сразу всё сюда поместить. Тем более что добавляется и добавляется. Сегодня вот опять, собирался к вам на форум, как раз есть что про сидушки. И опять беседа о другом совсем в другом месте. И буду в результате ещё одну тему здесь делать.

Гаврик
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 22 мар 2017, 22:38

Re: Теория и практика сидушкостроения

Сообщение Гаврик » 23 мар 2017, 00:25

Без проблем! Мы терпеливые. :)

Аватара пользователя
BGSTula
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 23 ноя 2016, 15:27

Re: Теория и практика сидушкостроения

Сообщение BGSTula » 23 мар 2017, 17:50

Переношу сюда картинки ещё с одного форума. Так же буду постепенно "разбавлять" текстом

Изображение

Изображение

Изображение

kir78 писал(а):Скажите, БГС, а при работе на вашей сидушке назад не опрокидывает, когда нет упора ногами в стену?

Да вот, смотрите. Вроде нормально сижу. Это одни из самых первых фотографий где я на ней сижу

Изображение


Изображение


Добавлено позже
А впрочем, вру. На последней фотографии, сейчас разглядел, я левой рукой опираюсь на что-то "церковное".
Ну, давно это было, забыл про эту фотографию, сейчас только её вновь увидел


Вернуться в «Снаряжение»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость